Расширенный поиск
На главную Карта сайта RSS RSS
Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Предыдущий слайдер
14 Февраля 16:42 Извещение об инициировании проекта государственно-частного партнерства «Предоставление медицинцких услуг по протезированию, обеспечению протезно-ортопедическими средствами и обучению пользования ими» по средствам прямых переговоров 13 Февраля 10:14 15 февраля 2018 года в 10.00 часов состоится заседание Комиссии по выдаче разрешения 06 Февраля 11:21 7 февраля 2018 года в 10.00 часов состоится заседание Комиссии по выдаче разрешения на привлечение иностранной рабочей силы 06 Февраля 11:20 Очередное заседание Координационного Совета в области социальной защиты инвалидов 31 Января 11:28 2 февраля 2018 года в 11.00 часов состоится заседание Комиссии 11 Января 13:50 Пресс-релиз 25 Декабря 10:53 26 декабря 2017 года в 10.00 часов состоится заседание Комиссии по выдаче разрешений 20 Декабря 11:49 22 декабря 2017 года в 10.00 часов состоится заседание Комиссии 04 Декабря 09:10 5 декабря 2017 года в 10.00 часов состоится заседание Комиссии по выдаче разрешения 29 Ноября 08:43 Круглый стол на тему «Технологии 3D-протезирования»!

Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. Апрель 2003 г.

 


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 
НА 2004 ГОД 

  Дорогие соотечественники! 
Уважаемые депутаты!


Наша страна продолжает успешно развиваться в соответствии с долгосрочной Стратегией “Казахстан-2030” и десятилетним стратегическим планом.

За последние годы мы добились многого. Успехи Казахстана в рыночных преобразованиях, экономический рост и повышение уровня жизни населения общеизвестны и получили признание у мирового сообщества.

Принимаются последовательные меры по укреплению национальной безопасности и внутриполитической стабильности, дальнейшей демократизации общества, развитию регионального сотрудничества.

Главное, у нас идет непрерывный и плодотворный поиск перспективных путей устойчивого развития общества и государства, экономики и социальной сферы.

В настоящем Послании будут изложены основные направления экономической и социальной политики, дальнейшей демократизации общества, развития культурно-образовательной и духовной сфер в следующем, 2004 году.

I. Экономический рост

Сегодня Казахстан располагает развитыми, обеспечивающими высокие темпы экономического роста топливно-энергетическим, металлургическим и химическим комплексами.

В то же время перед нами встает важнейшая задача обеспечения сбалансированности экономики, опережающего развития перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных и наукоемких производств, производственной инфраструктуры и агропромышленного сектора.

1.1. Аграрная политика

В прошлогоднем Послании 2003—2005 годы объявлены мной периодом подъема села.

Решение основных задач по возрождению и развитию сельского хозяйства и сельских территорий страны и будет составлять главное содержание социально-экономической политики Правительства на предстоящий период.

Для ее эффективной реализации уже проведена структурная перестройка в системе государственного управления.

В течение минувшего года разработаны и внесены в Парламент проекты Земельного, Водного и Лесного кодексов, Закона “Об обязательном страховании в растениеводстве”, приняты законы “О ветеринарии”, “О защите растений”, “О семеноводстве”, внесены изменения и дополнения в Закон “О карантине растений”.

В соответствии с утвержденными программными документами государство планирует вложить в сельскую экономику за 2003—2005 годы более 150 миллиардов тенге. В том числе в 2004 и 2005 годах с увеличением на 10 миллиардов тенге ежегодно.

В предстоящие два года на нужды здравоохранения будет выделено дополнительно 30 миллиардов тенге, по 15 миллиардов ежегодно. Кроме того, ежегодно в 2004—2005 годах в государственном бюджете будет выделяться по 15 миллиардов тенге на инвестиции в сельское образование, здравоохранение и сельские объекты водоснабжения.

Помимо государственной агропродовольственной программы я намерен летом этого года утвердить государственную программу развития сельских территорий.

И, начиная с 2004 года, на ее реализацию государство также будет выделять значительные средства.

Цель этой программы — ускоренное социальное развитие села и оказание содействия в переселении и трудоустройстве населения из депрессивных, экологически и экономически неперспективных сельских территорий.

Должен напомнить, что и возросшие объемы государственной поддержки сельской экономики, и внедрение права частной собственности на землю — все это делается для увеличения доли аграрного сектора в экономике страны и, соответственно, решения социальных проблем на селе.

1.2. Индустриально-инновационная политика

Выстраивая в настоящее время модель сбалансированного и устойчивого развития, мы должны определить пути диверсификации экономики от сырьевой к перерабатывающей.

Минеральное сырье, которым богат Казахстан, является невозобновляемым ресурсом, и месторождения со временем истощаются. И это может привести в будущем к потере экономической независимости, а затем — и политической.

Поэтому по моему поручению Правительство разработало Программу индустриально-инновационного развития до 2015 года.

Главная задача — увеличить ВВП к этому сроку по сравнению с 2000 годом в 3,5 раза.

Основная цель программы — создание предпринимательского климата, конкурентной среды, системы общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор к созданию производств с высокой добавленной стоимостью.

В этом отношении значительный потенциал по созданию таких производств имеют черная и цветная металлургия страны, переработка сырья, в том числе сельскохозяйственного.

Современные способы организации подобных производств таковы, что требуют государственного поощрения, создания высокотехнологичных центров.

Надо умело использовать имеющуюся научную базу посредством создания технопарков: в поселке Алатау под Алматы — центра информационных технологий, в Степногорске — биотехнологического центра, в Курчатове — центра ядерных технологий.

При реализации программы необходимо будет уделить особое внимание машиностроению, особенно нефтегазовому, а также развитию транспорта.

Государственная поддержка программы будет заключаться в льготном кредитовании, страховании экспорта, долевом участии в учредительном капитале, в распространении коммерческой информации.

Мы планируем, что непосредственные государственные затраты инвестиционного характера составят в среднем 38 миллиардов тенге (250 миллионов долларов) в год. Значительная часть этих средств будет направлена на создание и модернизацию производственной и научной инфраструктуры.

В этой связи необходимо пересмотреть наши подходы к научной и инновационной практике.

Реформа науки должна коснуться не только структурных преобразований, но и объемов ее финансирования. То есть объем государственного финансирования научных и прикладных исследований должен быть повышен.

Поставленные задачи требуют пересмотра принципов внешнеторговой деятельности. Уже сейчас ясно, что страна должна взять ориентир на либерализацию торговли, увязав ее с региональной интеграцией, переходом на мировые стандарты, с экспортной ориентацией производства товаров и услуг.

В целях реализации Программы индустриально-инновационного развития будет создана и капитализирована система институтов развития.

В их числе — уже действующий Национальный фонд, выполняющий сберегательную и стабилизирующую функции.

В ближайшее время будет создан Казахстанский инвестиционный фонд. Он призван способствовать созданию казахстанских компаний, производящих товары с высокой добавленной стоимостью, путем долевого участия в капитале.

В целях обеспечения постоянного взаимодействия научно-технической и предпринимательской сферы будет создан Инновационный фонд с закреплением за ним более широких полномочий по развитию и внедрению инноваций, венчурного предпринимательства.

Банк развития Казахстана уже начал свою деятельность по кредитованию отечественных предприятий, работающих в несырьевом секторе экономики, выдав кредитов на 23 миллиарда тенге (150 миллионов долларов). Его задача — способствовать развитию обрабатывающей промышленности и производственной инфраструктуры.

Правительству также необходимо создать Корпорацию по страхованию экспорта, которая станет заниматься страхованием политических рисков, связанных с международной торговлей.

Необходимо подчеркнуть, что государственные институты развития не будут замещать или вытеснять рынок, а станут движущей силой конкурентоспособной экономики, вовлекут частные предприятия в инновационные процессы на принципах партнерства.

1.3. Политика интеграции

Ускоренному экономическому росту будут способствовать интеграционные инициативы нашего государства. Как вы знаете, недавно Россия, Казахстан, Украина и Беларусь, составляющие более 90 процентов от общей экономики СНГ, объявили о формировании организации региональной интеграции. Наша страна будет выступать последовательным сторонником практической реализации целей этого объединения.

Многое здесь будет зависеть от гармонизации законодательных баз наших государств и активного участия в этом процессе парламентариев.

1.4. Инвестиционная политика

Напомню, что в текущем десятилетии в социально-экономической сфере мы обязались удвоить валовой внутренний продукт и решить в основном проблему бедности и безработицы.

В этой связи на 2004 год главной задачей в сфере экономики ставится достижение максимальных темпов экономического роста.

Это напрямую зависит от быстрого роста инвестиций и повышения нормы накопления в валовом внутреннем продукте.

Для поддержания устойчиво высоких темпов экономического роста нам нужно довести в течение ближайших 4—5 лет объемы валовых накоплений основного капитала по отношению к ВВП до уровня 28 процентов. В том числе добиться роста государственных инвестиций от 2 до 4 процентов от ВВП.

Уже сегодня видно, что государственный бюджет в этом году будет перевыполнен и приблизится к психологически важному уровню в один триллион тенге.

Поэтому есть необходимость уточнить бюджет уже в мае текущего года, а сверхплановые поступления от продажи пакетов акций крупных государственных предприятий, работающих в стратегических отраслях экономики, направить в Национальный фонд.

В этой связи я поручаю Правительству при уточнении в Парламенте бюджета текущего года направить излишки средств как на накопление, так и на социальное развитие.

1.4.1. Государственные инвестиции

В целях создания и капитализации вышеназванных финансовых институтов, обеспечивающих реализацию индустриально-инновационной программы, предлагаю направить:

— на увеличение уставного капитала Банка развития и наполнения его кредитных ресурсов — 12 миллиардов тенге;

— в уставный капитал создаваемого Казахстанского инвестиционного фонда — 23 миллиарда тенге;

— создаваемому Инновационному фонду — 3 миллиарда тенге;

— для создания Корпорации по страхованию экспорта — 7,7 миллиарда тенге.

1.4.2. Развитие Астаны

Сейчас практически уже ни у кого не вызывает сомнений стратегическая необходимость и целесообразность переноса столицы в центр страны и ее обустройства в современном стиле.

Начав реализовывать большие планы по улучшению архитектурного облика нашей столицы, мы не должны и не можем позволить себе не довести это дело до конца.

Об экономических, политических и социальных выгодах от строительства новой столицы страны мы не раз говорили.

Так, за годы создания и развития Астаны в ее обустройство вложено уже порядка 2,5 миллиарда долларов из различных источников, что внесло свою лепту в экономический рост страны, оживление производства, создание рабочих мест и увеличение налоговых сборов.

По примеру Астаны преобразились все областные центры страны. Программа “Расцвет Астаны — расцвет Казахстана” действует.

Мы благодарны дружественным странам, нашим иностранным инвесторам, отечественным предпринимателям, которые вносят значительный вклад в строительство столицы.

На выделенные ими по моей просьбе безвозмездные средства только в этом году строятся объекты на сумму около 200 миллионов долларов США.

Но в дальнейшем нам необходимо переходить на плановое строительство столицы за счет бюджетных средств, основываясь на долгосрочных и среднесрочных планах и программах ее развития.

Правительству совместно с акиматом Астаны нужно позаботиться о том, чтобы строительство объектов социально-культурного назначения велось в соответствии с намеченными планами.

1.4.3. Частные инвестиции

В нашей экономике все большую роль должен играть частный сектор. Напомню, что сегодня совокупный капитал пенсионной накопительной системы приближается к 300 миллиардам тенге. Депозиты в банковской системе превысили 600 миллиардов.

Совокупный собственный капитал банков увеличился за год более чем на треть и превысил миллиард долларов, а кредиты экономике за последние три года увеличились в 4,5 раза.

Все это, конечно же, обеспечивает и поддерживает высокие темпы экономического роста.

Но мы заинтересованы в гораздо большем росте частных накоплений и сбережений, а главное — инвестиций в экономику.

1.5. Налоговая политика

Можно считать непреложной истиной, что чем меньше налоги — тем больше частных инвестиций.

Поэтому я поручаю Правительству внести в Парламент предложение о дальнейшем снижении ставок отдельных налогов.

Считаю, что начиная с 1 января 2004 года нам необходимо:

— снизить ставку налога на добавленную стоимость с 16 до 15 процентов;

— снизить ставку социального налога, дифференцировав ее от 20 до 7 процентов в зависимости от уровня расходов работодателей на оплату труда по регрессивной шкале;

— снизить максимальную ставку индивидуального подоходного налога с 30 до 20 процентов.

Поручаю Правительству, учитывая положительный опыт деятельности субъектов малого бизнеса в условиях упрощенного налогообложения, изучить возможность расширения сферы специальных налоговых режимов.

II. Социальное развитие

Наращивая темпы экономического роста, мы не только укрепляем экономическую мощь страны, но и создаем все более широкие возможности для решения задач социального развития.

Важнейший элемент этой политики — дальнейшее повышение пенсий и заработной платы.

2.1. Пенсии

Считаю необходимым увеличить уровень минимальной пенсии до 5,5 тысячи тенге.

Уверен, что пришло время, а у страны появились и возможности, для установления более справедливой шкалы пенсий с учетом трудового вклада каждого пенсионера, стажа его работы, заработной платы, с которой он ушел на пенсию.

Это даст возможность повысить пенсии почти миллиону пенсионеров.

К решению этой сложной и достаточно дорогостоящей, но благородной задачи мы должны приступить незамедлительно. Поручаю Правительству осуществить дифференцированное повышение пенсий: с 1 июня текущего года сделать их перерасчет, а с 1 июля — приступить к выплатам. И новую минимальную пенсию также начать выплачивать с 1 июля.

Расчеты показывают, что для этого необходимо дополнительно выделить в течение полутора лет около 60 миллиардов тенге, в том числе около 20 миллиардов уже в этом году.

В результате средний размер пенсий в следующем году должен превысить уровень восьми тысяч тенге.

2.2. Заработная плата

Минимальная заработная плата в этом году достигла уровня минимальной пенсии, хотя должна ее превышать.

Поэтому с 1 января следующего года она будет увеличена с 5 000 до 6 600 тенге, или на 32 процента.

В предыдущие годы мы повышали заработную плату работникам бюджетных учреждений. Только учителям в прошлом году заработная плата была увеличена более чем на 35 процентов.

В связи с продолжением активной социальной политики начиная со следующего года заработная плата работников бюджетной сферы будет увеличена в среднем еще на 20 процентов. При этом планируется дальнейшее совершенствование системы оплаты труда.

В то же время в рамках разрабатываемой новой системы оплаты труда заработная плата государственных служащих возрастет в среднем на 50 процентов.

При этом Правительство должно уточнить сетку оплаты труда, и в первую очередь, чтобы повышение коснулось низкооплачиваемых работников.

В целом на повышение заработной платы в 2004 году из государственного бюджета будет выделено более 50 миллиардов тенге.

Кроме того, в целях поддержки людей с низким уровнем доходов поручаю Правительству при снижении налогов не менее чем на 30 процентов повысить необлагаемый минимум для исчисления индивидуального подоходного налога.

Эти меры позволят улучшить благосостояние большинства казахстанцев с низкими доходами и станут важным фактором значительного сокращения безработицы.

Еще один важный вопрос. Нам необходимо серьезно задуматься над восполнением миграционных потерь нашей страны. Это серьезная проблема, от решения которой зависит реализация наших планов.

Поэтому Правительство должно разработать программу, включающую:

— увеличение рождаемости,

— снижение смертности за счет улучшения здравоохранения,

— увеличение приема иммигрантов, прежде всего из числа бывших казахстанцев работоспособного возраста.

Исходя из этого, я также ставлю задачу на следующий год увеличить вдвое квоту для оралманов, дополнительно направив на эти цели два миллиарда тенге.

2.3. Сохранение культурно-исторического наследия

В качестве важнейшей составляющей развития духовной и образовательной сферы предлагаю в этом году разработать и начать реализацию специальной среднесрочной программы “Культурное наследие”, которая включала бы в себя ряд масштабных проектов.

Ее цель:

во-первых, создать целостную систему изучения огромного культурного наследия народа, в том числе и современной национальной культуры, фольклора, традиций и обычаев.

Во-вторых, обеспечить воссоздание значительных историко-культурных и архитектурных памятников, имеющих особое значение для национальной истории.

В-третьих, обобщить многовековой опыт национальной литературы и письменности и создать развернутые художественные, научные, биографические серии.

В-четвертых, создать на государственном языке полноценный фонд гуманитарного образования на базе лучших достижений мировой научной мысли, культуры и литературы.

В числе мер по культурно-духовному развитию особое внимание должно быть уделено развитию культурной среды нашей столицы.

Поручаю Правительству с участием Администрации Президента в трехмесячный срок подготовить соответствующее решение по этому поводу.

* * *

Все предложенные мной меры, особенно в части социального развития и необходимости накоплений в целях поддержания высоких темпов экономического роста, сбалансированы и соответствуют нашим возможностям.

Поэтому обращаюсь к депутатам Парламента за поддержкой этих предложений. Они, несомненно, заметно улучшат благосостояние значительной части граждан нашей страны.

III. Демократизация и эффективное управление

Казахстанцы знают, что мы последовательно движемся к открытому обществу по принципу: сначала экономика, потом политика.

Мы знаем и другое.

Если бы в начале 90-х годов было упущено управление страной, то в годы тяжелого кризиса и в условиях многонациональной страны мы могли бы потерять государство, не решить задачи реформирования экономики. Тому есть реальные примеры. Мы же констатируем, что пришли к успеху.

Теперь достигнутое нами в экономике и государственном строительстве позволяет более глубоко сосредоточиться на вопросах дальнейшей либерализации политической системы.

Это будет очередным этапом развития гражданского общества с учетом наших реалий.

На сегодня у нас сформированы ключевые институты демократии и гражданского общества.

Только за последнее время учрежден институт омбудсмена, созданы Национальный совет, Общественный совет по средствам массовой информации.

При Правительстве работает постоянно действующее Совещание по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества.

После принятия нового закона о партиях в стране укрепляется партийная система, активизируются неправительственные организации и, самое главное, в обществе утверждается демократический тип политической культуры.

Последовательно реализуя нашу политику в этом направлении, нам предстоит сделать на этом пути очередные шаги.

Предлагаю на предстоящий период программу политических реформ, включающую пять приоритетных направлений.

Первое.

Нам необходимо провести модернизацию системы государственного управления. Ее главные задачи — четкое разграничение компетенции между уровнями государственного управления, совершенствование системы межбюджетных отношений.

На состоявшемся вчера заседании Национального совета мы рассмотрели изменения и дополнения в Закон “О местном государственном управлении”.

Они связаны с дальнейшим расширением полномочий местного государственного управления в решении вопросов территориального развития, организации эффективного управления на нижних уровнях, прежде всего на селе.


Дата редактирования: 20 Октября 2015

Управление координации занятости и социальных программ Карагандинской области При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна Разработка и поддержка: Интернет-компания Creatida