Расширенный поиск
На главную Карта сайта RSS RSS
Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Предыдущий слайдер
13 Февраля 15:49 14 февраля 2019 года в 12.00 часов состоится заседание Комиссии по выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы ТОО «Forever Flourishing (Middle Asia) Pty Ltd» (Форевер Флорайшинг (Мидл Азия) Пти Лтд 07 Февраля 10:06 8 февраля 2019 года в 12.00 часов состоится заседание Комиссии по выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы ТОО «Оркен» по адресу: город Караганда, улица Ержанова, 47/3, 3 этаж, каб. 305. 30 Января 13:59 31 января 2019 года в 12.00 часов состоится заседание Комиссии по выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы ТОО «СП «Сине Мидас Строй» и ТОО «Альянс Уголь» 22 Января 16:42 Отчет управления координации занятости и социальных программ по вопросам оказания государственных услуг за 2018 год 11 Января 16:54 Открылся первый пункт Центра занятости по трудоустройству на рынке «Шыгыс» 25 Декабря 10:21 26 декабря 2018 года в 12.00 часов состоится заседание Комиссии по выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы ТОО «Lam 2030» по адресу: город Караганда, улица Ержанова, 47/3, 3 этаж, каб. 305. 14 Декабря 10:28 19 декабря 2018 года в 12.00 часов состоится заседание Комиссии по выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы ТОО «Appak Minerals» по адресу: город Караганда, улица Ержанова, 47/3, 3 этаж, каб. 305. 05 Декабря 11:18 13 Ноября 09:49 15 ноября 2018 года в 12.00 часов состоится заседание Комиссии по выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы ТОО «Максам Казахстан» по адресу: город Караганда, улица Ержанова, 47/3, 3 этаж, каб. 305. 08 Ноября 12:06 12 ноября 2018 года в 12.00 часов состоится заседание Комиссии по выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы ТОО «Ankitech (Анкитек)»

Основные направления модернизации пенсионной системы Республики Казахстан

Основные направления 
модернизации пенсионной системы Республики Казахстан
(информационный материал)

В 1998 году Казахстан приступил к реформированию пенсионной системы и осуществлению постепенного перехода от социального принципа солидарности поколений к принципу персональных пенсионных сбережений. В результате проведенной реформы, осуществленной с учетом международного опыта функционирования систем социального обеспечения, в Казахстане
- создана и  функционирует многоуровневая система пенсионного обеспечения, состоящая из базового, обязательного (солидарного и накопительного) и добровольного уровней;
- на основе устойчивого социально-экономического развития  увеличено финансирование пенсионной программы. Обеспечен неуклонный рост размеров пенсионных выплат.  За 14 лет (1998–2012 годы) минимальный размер пенсии увеличился  в 11 раз (с  2 440  до 26 211 тенге), средний – в 10 раз (с 3 964 до 38 765 тенге), максимальный – в 7 раз (с 7256  до 56047 тенге);
- накоплен практический опыт внедрения и функционирования накопительной системы;
- растут пенсионные накопления граждан. Сумма пенсионных накопленийна1 января 2013 года  составила 3183,2 млрд. тенге. 
Вместе с тем, средний размер пенсии (с учетом базовой пенсионной выплаты) на 1 января 2013 года составил 41 912 тенге или немногим более 40% среднемесячной заработной платы одного работника  (СМЗ) по экономике в целом. 
При этом размеры пенсионных выплат из солидарной системы в перспективе будут уменьшаться в связи с её убыванием (уменьшается трудовой стаж граждан, накопленный до 1.01.1998 года). Предполагалось, что это уменьшение будут компенсировать выплаты из накопительных пенсионных фондов. Однако относительно непродолжительное существование и недостаточная эффективность  накопительной пенсионной системы  не обеспечивают социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения.
В этой связи, Глава государства в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» и выступлении на  расширенном заседании Правительства РК 23 января 2013 года, поручил Правительству и Национальному банку РК принять меры по дальнейшему развитию накопительной пенсионной системы.

I. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

В настоящее время в РК функционирует многоуровневая пенсионная система, состоящая из базового, обязательного и добровольного уровней.
На базовом уровне лицам, достигшим пенсионного возраста (с учетом участия в солидарной (до 01.01.1998 г.) и накопительной пенсионной системе)выплачивается базовая пенсионная выплата(БПВ). Она устанавливается в едином для всех размере, независимо от трудового стажа и ранее получаемых доходов.
Справочно: численность получателей БПВ на 1 января 2013 г. составляла 1813 тыс. человек, из них около 830 тыс. чел.  – участники солидарной, порядка 1 млн.чел. – смешанной (солидарной и накопительной) системы пенсионного обеспечения. Размер БПВ устанавливается в отношении к прожиточному минимуму и составляет в т.г. 9 330 тенге или 50% от ПМ.

На обязательном уровне пенсионерам выплачиваются солидарные (трудовые) пенсии из бюджета и накопительные - из  накопительных пенсионных фондов
При  переходе к накопительной пенсионной системе (1998 г.) для граждан страны сохранялось право на получение солидарных пенсий из бюджета, при  наличии у них трудового стажа не менее 6 месяцев на 01.01.1998 г. и заработной платы, за любые три года подряд, начиная с 1995 года. Обязательный для назначения полной пенсии трудовой стаж составляет 20 лет для женщин и  25  - для мужчин.
В том случае, если при выходе на пенсию имеется трудовой стаж, но по тем или иным причинам не могут быть предъявлены сведения о доходах, назначается  минимальная пенсия (19066 тенге в т.г.).
Исходя из обозначенных условий, назначение и выплата солидарных пенсий сохранятся примерно до 2043 года. 
Однако, начиная с 2018 года для женщин, с 2023 года для мужчин, пенсии будут назначаться в неполном и все уменьшающемся размере в связи с сокращением стажа, предъявляемого к исчислению пенсий.
Справочно: численность пенсионеров, солидарная пенсия которым была назначена в 2012 году, составила 104тыс. чел.  Из них 91,2тыс. чел.  пенсии назначены в полном размере, а 12,7 тыс. чел.  (12% от общего числа) – уже в неполном размере.

Накопительные пенсии из НПФ выплачиваются участникам накопительной системы, осуществлявшим обязательные пенсионные отчисления, в размере 10% от  заработной платы.
Если величина пенсионных накоплений достаточна для  выплаты пенсии в размере не ниже минимального размера в течение 18 лет (международный стандарт) после выхода на пенсию, женщины вправе получать пенсию, начиная  с  50, а мужчины – с 55 лет.
Если же объем накоплений меньше, участники накопительной системы могут купить пенсионный аннуитет с переводом своих пенсионных накоплений в аннуитетную (страховую) компанию. Владельцу пенсионного аннуитета гарантируется пожизненная пенсия в размере не ниже минимальной пенсии, без права наследования в случае смерти пенсионера.

Различие между выплатами из накопительных фондов и по аннуитету (из страховых компаний) состоит в том, что из НПФ выплаты осуществляются до исчерпания, с предоставлением права наследования, а во втором случае – пожизненно, без права наследования.
В настоящее время средний размер пенсионных накоплений составляет 376 тыс. тенге. Пенсионные выплаты уже осуществлены более чем девятистам тысячам пенсионеров, со средним размером в 4000 тенге(4% от среднемесячной заработной платы по экономике в целом).
По расчетам экспертов на адекватную пенсию (в размерах не менее 40% от заработной платы) можно рассчитывать при стаже участия в накопительной системе не менее 30 лет и регулярном перечислении (12 раз в год) пенсионных взносов. В сопоставлении с такими стандартами нынешние выплаты из накопительной системы малы, что объясняется  двумя причинами: 
относительной «молодостью» системы  (ей только 15 лет)
нерегулярности участия в накопительной пенсионной системе граждан и
низкой инвестиционной доходностью пенсионных накоплений.
Что касается первой причины, то время приведет систему к «зрелости», второе препятствие  сложнее и, в случае сохранения, будет так же негативно влиять на размеры пенсионных выплат будущих пенсионеров.
Другими словами – повышение эффективности накопительной пенсионной системы за счет создания необходимых условий для выгодного размещения пенсионных активов и роста их доходности  - веление времени.

 

II. НЕОБХОДИМОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ
Модернизация пенсионной системы в Казахстане связана, с одной стороны, с изменением макроэкономических условий за время её существования;
с другой стороны - предстоящими изменениями в системе пенсионного обеспечения, связанными  со сворачиванием солидарной компоненты.

Макроэкономические условия.

Одним из факторов, влияющих на развитие НПС, является динамика занятости, в том числе занятости женщин. Если в 1998 году уровень занятости населения составлял 86,9% от экономически активного населения, то в 2012 году  уже  94,7.Численность занятого населения за этот период выросла на 2,4 млн. и составляет 8,5 млн.человек.
Выросли и доходы занятого населения. Среднемесячная  заработная плата одного работника  по экономике за последние 15 лет выросла в 8 раз и в феврале т.г. составляла 98 736 тенге.
Если к 2001 году в накопительной пенсионной системе участвовали около3 млн. занятых, и их отчисления в НПФ составляли 53 млрд. тенге, то в 2012 году численность активных участников достигла 5,7 млн. человек, а отчисления  - 507 млрд. тенге.
Участниками НПС являются в настоящее время около 50% самозанятого населения, которые  перечисляют ОПВ не менее одного раза в год.
На 1 января 2013 года общий объем пенсионных накоплений составил 3,2 трлн. тенге,  однако средний размер пенсионных накоплений на одного участника  лишь 376 тыс.тенге.
В 2018 году исполнится 20 лет со времени введения накопительной пенсионной системы. Участники накопительной системы, которые к этому времени достигнут  пенсионного возраста,  вправе рассчитывать на получение пенсии, соответствующей стажу их участия в системе и доходам, с которых они осуществляли пенсионные отчисления. В данном случае сохраняется и инерция мышления, распространяющая порядок назначения полной солидарной пенсии при двадцатилетнем стаже участия  на пенсионные выплаты из НПФ, 
К сожалению, уровень пенсионных выплат из НПС на начало текущего года составил лишь около 4% от СМЗ по экономике. Причины сложившейся ситуации выходят за рамки несовершенства пенсионной системы  как таковой.
Столь низкий уровень замещения прежних доходов во многом обусловлен  неразвитостью фондового рынка, и ограниченностью возможностей эффективного инвестирования пенсионных активов.
Развивающийся фондовый рынок Казахстана оказался не готов принять и эффективно разместить растущий поток пенсионных активов (ежегодная сумма ОПВ составляет порядка 2,5 млрд. $США).
Действующие ограничения в инвестиционном использовании пенсионных активов привели к преобладанию вложений в государственные ценные бумаги (45,3% на начало т.г.), связанные с минимальным риском, но и с доходностью ниже уровня инфляции.

Справочно: в странах Латинской Америки (Чили, Бразилия, Аргентина), в первые годы функционирования НПС, пенсионные активы вкладчиков инвестировались в инфраструктурные проекты - строительство аэропортов, автомобильных и железных дорог, морских портов, стоимость которых окупалось в течение 10-15 лет.

Несовершенными оказались и инвестиционные стратегии, используемые НПФ, у которых не было достаточных стимулов использования различных финансовых инструментов для вложения пенсионных активов.

 

Касательно свертывания солидарной системы пенсионного обеспечения.

 

Следует отметить, что для обеспечения плавного перехода к НПС, для  состоявшихся к тому времени пенсионеров и лиц, достигающих пенсионного возраста и имеющих трудовой стаж на 1 января 1998 года(не менее 6 месяцев) была сохранена солидарная система. 
При этом для назначения полной пенсии был установлен обязательный трудовой стаж – 20 лет для женщин и 25 - для мужчин.
Начиная с  1998 года, солидарная пенсия назначена 930 тыс. человек (53%  общей численности пенсионеров), из них  95 % подтвердили наличие полного трудового стажа, 5% имели неполный трудовой стаж. В последние годы отмечается  рост численности пенсионеров, имеющих неполный трудовой стаж: так в сравнении с 2006 годом их удельный вес в общей численности вновь входящих пенсионеров увеличился более чем в два раза: с 5%  до 12%.
Убывание размеров солидарной пенсии будет малозаметным до 2018 года, а затем в связи с  отсутствием  необходимого стажа для назначения полной солидарной пенсии у всех лиц достигших пенсионного возраста, оно станет весьма ощутимым.
В настоящее время убывание солидарных пенсий компенсируется преимущественно базовой пенсией, а не накопительной, как предполагалось.

III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

Цели и особенности модернизации пенсионной системы:

  1. Обеспечение соответствия пенсионных выплат ранее получаемым доходам и растущему уровню жизни в стране.

2. Обеспечение финансовой устойчивости системы пенсионного обеспечения (постоянное соответствие  текущих доходов и резервов,  формируемых за счет пенсионных  взносов, а также бюджетных средств и прочих поступлений расходам по выплате пенсий);
Модернизация будет осуществлена при сохранении многоуровневой системы пенсионного обеспечения. Необходимые и взаимосвязанные изменения будут проведены на базовом уровне, обязательном - в солидарной и накопительной компонентах, и добровольном.
Преобразования будут проведены поэтапно с учетом широкого обсуждения и гласности.

На какие  группы  населения и пенсионеров будут направлены предстоящие преобразования?
Особенность вопросов пенсионного обеспечения в том и состоит, что они касаются  всех и каждого: тех, кто является  пенсионером сегодня,  и тех, кому необходимо еще заработать свое право на пенсию; мужчин и женщин; занятых и безработных, гражданского населения и военных и т.д. 
Исходя из этого, предстоящие преобразования будут осуществлены в интересах участника пенсионной системы, предполагая разделение ответственности  за надлежащее обеспечение при наступлении старости между государством, работодателями и гражданами непосредственно.
В более узком смысле новые подходы коснутся самостоятельно занятого населения, женщин, лиц, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда; участников накопительной пенсионной системы.

Ответственные  за модернизацию пенсионной системы государственные органы:
- Министерство труда и социальной защиты населения РК в части разработки направлений совершенствования пенсионной системы, механизма их реализации, анализа итогов реформирования и корректировки действий, контроля за внедрением новых подходов. 
- Совет при Президенте РК (представители Правительства, НБ РК, участники финансового рынка и независимые эксперты) - в сфере разработки инвестиционных стратегий и рекомендации по выбору эффективных инструментов для инвестирования.
- Национальный банк РК, который будет осуществлять управление и инвестирование пенсионных активов, контроль за реализацией инвестиционных стратегий организациями по управлению пенсионными активами.

Направления модернизации
В рамках внесенного в Мажилис Парламента РК законопроекта «О пенсионном обеспечении»предусмотрено создание единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) и повышение эффективности накопительной пенсионной системы.
Кроме того межведомственной комиссии при Правительстве РК вынесены на обсуждения вопросы:
- расширения охвата населения услугами НПС;
- изменения системы минимальных гарантий пенсионного обеспечения;
- унификации пенсионного возраста;
- перехода от добровольных к обязательным профессиональным пенсионным взносам для лиц, занятых в особых условиях труда.

 

 


Дата редактирования: 27 Марта 2014

Управление координации занятости и социальных программ Карагандинской области При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна Разработка и поддержка: Интернет-компания Creatida