Расширенный поиск
На главную Карта сайта RSS RSS
Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Предыдущий слайдер
13 Ноября 09:49 15 ноября 2018 года в 12.00 часов состоится заседание Комиссии по выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы ТОО «Максам Казахстан» по адресу: город Караганда, улица Ержанова, 47/3, 3 этаж, каб. 305. 08 Ноября 12:06 12 ноября 2018 года в 12.00 часов состоится заседание Комиссии по выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы ТОО «Ankitech (Анкитек)» 24 Октября 16:53 26 октября 2018 года в 12.00 часов состоится заседание Комиссии по выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы Филиала АО «Ренейссанс Констракшн», Филиала фирмы «Кайы Иншаат Санайи Ве Тиджарет Аноним Ширекети»по адресу: город Караганда, улица Ержанова, 47/3, 3 этаж, каб. 312. 11 Октября 10:19 12 октября 2018 года в 12.00 часов состоится заседание Комиссии по выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы ТОО «Grand Smithy Works Kazakhstan» (Гранд Смифи Воркс Казахстан) по адресу: город Караганда, улица Ержанова, 47/3, 4 этаж, каб. 410. 26 Сентября 14:47 28 сентября 2018 года в 12.00 часов состоится заседание Комиссии по выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы «Филиала Линде Акциенгезельшафт в Республике Казахстан» по адресу: город Караганда, улица Ержанова, 47/3, 4 этаж, каб. 410. 20 Сентября 17:37 Концепция проведения Международного Дня девочек 11 октября 2018 года 19 Сентября 13:12 СПРАВКА по формализации занятости населения 14 Сентября 12:51 17 сентября 2018 года в 12.00 часов состоится заседание Комиссии по выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы 11 Сентября 10:57 12 сентября 2018 года в 12.00 часов состоится заседание Комиссии по выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы ИП «Пак А.Г.» и Филиала компании «China Machinery Engineering Corporation (Чайна Машинери Инжиниринг Корпорейшн» в РК по адресу: город Караганда, улица Ержанова, 47/3, 4 этаж, каб. 312. 23 Августа 14:53 Заседание Комиссии по выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы

Основные направления модернизации пенсионной системы Республики Казахстан

Основные направления 
модернизации пенсионной системы Республики Казахстан
(информационный материал)

В 1998 году Казахстан приступил к реформированию пенсионной системы и осуществлению постепенного перехода от социального принципа солидарности поколений к принципу персональных пенсионных сбережений. В результате проведенной реформы, осуществленной с учетом международного опыта функционирования систем социального обеспечения, в Казахстане
- создана и  функционирует многоуровневая система пенсионного обеспечения, состоящая из базового, обязательного (солидарного и накопительного) и добровольного уровней;
- на основе устойчивого социально-экономического развития  увеличено финансирование пенсионной программы. Обеспечен неуклонный рост размеров пенсионных выплат.  За 14 лет (1998–2012 годы) минимальный размер пенсии увеличился  в 11 раз (с  2 440  до 26 211 тенге), средний – в 10 раз (с 3 964 до 38 765 тенге), максимальный – в 7 раз (с 7256  до 56047 тенге);
- накоплен практический опыт внедрения и функционирования накопительной системы;
- растут пенсионные накопления граждан. Сумма пенсионных накопленийна1 января 2013 года  составила 3183,2 млрд. тенге. 
Вместе с тем, средний размер пенсии (с учетом базовой пенсионной выплаты) на 1 января 2013 года составил 41 912 тенге или немногим более 40% среднемесячной заработной платы одного работника  (СМЗ) по экономике в целом. 
При этом размеры пенсионных выплат из солидарной системы в перспективе будут уменьшаться в связи с её убыванием (уменьшается трудовой стаж граждан, накопленный до 1.01.1998 года). Предполагалось, что это уменьшение будут компенсировать выплаты из накопительных пенсионных фондов. Однако относительно непродолжительное существование и недостаточная эффективность  накопительной пенсионной системы  не обеспечивают социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения.
В этой связи, Глава государства в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» и выступлении на  расширенном заседании Правительства РК 23 января 2013 года, поручил Правительству и Национальному банку РК принять меры по дальнейшему развитию накопительной пенсионной системы.

I. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

В настоящее время в РК функционирует многоуровневая пенсионная система, состоящая из базового, обязательного и добровольного уровней.
На базовом уровне лицам, достигшим пенсионного возраста (с учетом участия в солидарной (до 01.01.1998 г.) и накопительной пенсионной системе)выплачивается базовая пенсионная выплата(БПВ). Она устанавливается в едином для всех размере, независимо от трудового стажа и ранее получаемых доходов.
Справочно: численность получателей БПВ на 1 января 2013 г. составляла 1813 тыс. человек, из них около 830 тыс. чел.  – участники солидарной, порядка 1 млн.чел. – смешанной (солидарной и накопительной) системы пенсионного обеспечения. Размер БПВ устанавливается в отношении к прожиточному минимуму и составляет в т.г. 9 330 тенге или 50% от ПМ.

На обязательном уровне пенсионерам выплачиваются солидарные (трудовые) пенсии из бюджета и накопительные - из  накопительных пенсионных фондов
При  переходе к накопительной пенсионной системе (1998 г.) для граждан страны сохранялось право на получение солидарных пенсий из бюджета, при  наличии у них трудового стажа не менее 6 месяцев на 01.01.1998 г. и заработной платы, за любые три года подряд, начиная с 1995 года. Обязательный для назначения полной пенсии трудовой стаж составляет 20 лет для женщин и  25  - для мужчин.
В том случае, если при выходе на пенсию имеется трудовой стаж, но по тем или иным причинам не могут быть предъявлены сведения о доходах, назначается  минимальная пенсия (19066 тенге в т.г.).
Исходя из обозначенных условий, назначение и выплата солидарных пенсий сохранятся примерно до 2043 года. 
Однако, начиная с 2018 года для женщин, с 2023 года для мужчин, пенсии будут назначаться в неполном и все уменьшающемся размере в связи с сокращением стажа, предъявляемого к исчислению пенсий.
Справочно: численность пенсионеров, солидарная пенсия которым была назначена в 2012 году, составила 104тыс. чел.  Из них 91,2тыс. чел.  пенсии назначены в полном размере, а 12,7 тыс. чел.  (12% от общего числа) – уже в неполном размере.

Накопительные пенсии из НПФ выплачиваются участникам накопительной системы, осуществлявшим обязательные пенсионные отчисления, в размере 10% от  заработной платы.
Если величина пенсионных накоплений достаточна для  выплаты пенсии в размере не ниже минимального размера в течение 18 лет (международный стандарт) после выхода на пенсию, женщины вправе получать пенсию, начиная  с  50, а мужчины – с 55 лет.
Если же объем накоплений меньше, участники накопительной системы могут купить пенсионный аннуитет с переводом своих пенсионных накоплений в аннуитетную (страховую) компанию. Владельцу пенсионного аннуитета гарантируется пожизненная пенсия в размере не ниже минимальной пенсии, без права наследования в случае смерти пенсионера.

Различие между выплатами из накопительных фондов и по аннуитету (из страховых компаний) состоит в том, что из НПФ выплаты осуществляются до исчерпания, с предоставлением права наследования, а во втором случае – пожизненно, без права наследования.
В настоящее время средний размер пенсионных накоплений составляет 376 тыс. тенге. Пенсионные выплаты уже осуществлены более чем девятистам тысячам пенсионеров, со средним размером в 4000 тенге(4% от среднемесячной заработной платы по экономике в целом).
По расчетам экспертов на адекватную пенсию (в размерах не менее 40% от заработной платы) можно рассчитывать при стаже участия в накопительной системе не менее 30 лет и регулярном перечислении (12 раз в год) пенсионных взносов. В сопоставлении с такими стандартами нынешние выплаты из накопительной системы малы, что объясняется  двумя причинами: 
относительной «молодостью» системы  (ей только 15 лет)
нерегулярности участия в накопительной пенсионной системе граждан и
низкой инвестиционной доходностью пенсионных накоплений.
Что касается первой причины, то время приведет систему к «зрелости», второе препятствие  сложнее и, в случае сохранения, будет так же негативно влиять на размеры пенсионных выплат будущих пенсионеров.
Другими словами – повышение эффективности накопительной пенсионной системы за счет создания необходимых условий для выгодного размещения пенсионных активов и роста их доходности  - веление времени.

 

II. НЕОБХОДИМОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ
Модернизация пенсионной системы в Казахстане связана, с одной стороны, с изменением макроэкономических условий за время её существования;
с другой стороны - предстоящими изменениями в системе пенсионного обеспечения, связанными  со сворачиванием солидарной компоненты.

Макроэкономические условия.

Одним из факторов, влияющих на развитие НПС, является динамика занятости, в том числе занятости женщин. Если в 1998 году уровень занятости населения составлял 86,9% от экономически активного населения, то в 2012 году  уже  94,7.Численность занятого населения за этот период выросла на 2,4 млн. и составляет 8,5 млн.человек.
Выросли и доходы занятого населения. Среднемесячная  заработная плата одного работника  по экономике за последние 15 лет выросла в 8 раз и в феврале т.г. составляла 98 736 тенге.
Если к 2001 году в накопительной пенсионной системе участвовали около3 млн. занятых, и их отчисления в НПФ составляли 53 млрд. тенге, то в 2012 году численность активных участников достигла 5,7 млн. человек, а отчисления  - 507 млрд. тенге.
Участниками НПС являются в настоящее время около 50% самозанятого населения, которые  перечисляют ОПВ не менее одного раза в год.
На 1 января 2013 года общий объем пенсионных накоплений составил 3,2 трлн. тенге,  однако средний размер пенсионных накоплений на одного участника  лишь 376 тыс.тенге.
В 2018 году исполнится 20 лет со времени введения накопительной пенсионной системы. Участники накопительной системы, которые к этому времени достигнут  пенсионного возраста,  вправе рассчитывать на получение пенсии, соответствующей стажу их участия в системе и доходам, с которых они осуществляли пенсионные отчисления. В данном случае сохраняется и инерция мышления, распространяющая порядок назначения полной солидарной пенсии при двадцатилетнем стаже участия  на пенсионные выплаты из НПФ, 
К сожалению, уровень пенсионных выплат из НПС на начало текущего года составил лишь около 4% от СМЗ по экономике. Причины сложившейся ситуации выходят за рамки несовершенства пенсионной системы  как таковой.
Столь низкий уровень замещения прежних доходов во многом обусловлен  неразвитостью фондового рынка, и ограниченностью возможностей эффективного инвестирования пенсионных активов.
Развивающийся фондовый рынок Казахстана оказался не готов принять и эффективно разместить растущий поток пенсионных активов (ежегодная сумма ОПВ составляет порядка 2,5 млрд. $США).
Действующие ограничения в инвестиционном использовании пенсионных активов привели к преобладанию вложений в государственные ценные бумаги (45,3% на начало т.г.), связанные с минимальным риском, но и с доходностью ниже уровня инфляции.

Справочно: в странах Латинской Америки (Чили, Бразилия, Аргентина), в первые годы функционирования НПС, пенсионные активы вкладчиков инвестировались в инфраструктурные проекты - строительство аэропортов, автомобильных и железных дорог, морских портов, стоимость которых окупалось в течение 10-15 лет.

Несовершенными оказались и инвестиционные стратегии, используемые НПФ, у которых не было достаточных стимулов использования различных финансовых инструментов для вложения пенсионных активов.

 

Касательно свертывания солидарной системы пенсионного обеспечения.

 

Следует отметить, что для обеспечения плавного перехода к НПС, для  состоявшихся к тому времени пенсионеров и лиц, достигающих пенсионного возраста и имеющих трудовой стаж на 1 января 1998 года(не менее 6 месяцев) была сохранена солидарная система. 
При этом для назначения полной пенсии был установлен обязательный трудовой стаж – 20 лет для женщин и 25 - для мужчин.
Начиная с  1998 года, солидарная пенсия назначена 930 тыс. человек (53%  общей численности пенсионеров), из них  95 % подтвердили наличие полного трудового стажа, 5% имели неполный трудовой стаж. В последние годы отмечается  рост численности пенсионеров, имеющих неполный трудовой стаж: так в сравнении с 2006 годом их удельный вес в общей численности вновь входящих пенсионеров увеличился более чем в два раза: с 5%  до 12%.
Убывание размеров солидарной пенсии будет малозаметным до 2018 года, а затем в связи с  отсутствием  необходимого стажа для назначения полной солидарной пенсии у всех лиц достигших пенсионного возраста, оно станет весьма ощутимым.
В настоящее время убывание солидарных пенсий компенсируется преимущественно базовой пенсией, а не накопительной, как предполагалось.

III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

Цели и особенности модернизации пенсионной системы:

  1. Обеспечение соответствия пенсионных выплат ранее получаемым доходам и растущему уровню жизни в стране.

2. Обеспечение финансовой устойчивости системы пенсионного обеспечения (постоянное соответствие  текущих доходов и резервов,  формируемых за счет пенсионных  взносов, а также бюджетных средств и прочих поступлений расходам по выплате пенсий);
Модернизация будет осуществлена при сохранении многоуровневой системы пенсионного обеспечения. Необходимые и взаимосвязанные изменения будут проведены на базовом уровне, обязательном - в солидарной и накопительной компонентах, и добровольном.
Преобразования будут проведены поэтапно с учетом широкого обсуждения и гласности.

На какие  группы  населения и пенсионеров будут направлены предстоящие преобразования?
Особенность вопросов пенсионного обеспечения в том и состоит, что они касаются  всех и каждого: тех, кто является  пенсионером сегодня,  и тех, кому необходимо еще заработать свое право на пенсию; мужчин и женщин; занятых и безработных, гражданского населения и военных и т.д. 
Исходя из этого, предстоящие преобразования будут осуществлены в интересах участника пенсионной системы, предполагая разделение ответственности  за надлежащее обеспечение при наступлении старости между государством, работодателями и гражданами непосредственно.
В более узком смысле новые подходы коснутся самостоятельно занятого населения, женщин, лиц, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда; участников накопительной пенсионной системы.

Ответственные  за модернизацию пенсионной системы государственные органы:
- Министерство труда и социальной защиты населения РК в части разработки направлений совершенствования пенсионной системы, механизма их реализации, анализа итогов реформирования и корректировки действий, контроля за внедрением новых подходов. 
- Совет при Президенте РК (представители Правительства, НБ РК, участники финансового рынка и независимые эксперты) - в сфере разработки инвестиционных стратегий и рекомендации по выбору эффективных инструментов для инвестирования.
- Национальный банк РК, который будет осуществлять управление и инвестирование пенсионных активов, контроль за реализацией инвестиционных стратегий организациями по управлению пенсионными активами.

Направления модернизации
В рамках внесенного в Мажилис Парламента РК законопроекта «О пенсионном обеспечении»предусмотрено создание единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) и повышение эффективности накопительной пенсионной системы.
Кроме того межведомственной комиссии при Правительстве РК вынесены на обсуждения вопросы:
- расширения охвата населения услугами НПС;
- изменения системы минимальных гарантий пенсионного обеспечения;
- унификации пенсионного возраста;
- перехода от добровольных к обязательным профессиональным пенсионным взносам для лиц, занятых в особых условиях труда.

 

 


Дата редактирования: 27 Марта 2014

Управление координации занятости и социальных программ Карагандинской области При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна Разработка и поддержка: Интернет-компания Creatida